Налог на имущество организаций 2004 года
Предлагаем к рассмотрению анализ нормативных положений новой главы Налогового
Кодекса в сравнении с Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О
налоге на имущество предприятий», взамен которого вступает налог на имущество организаций.
Федеральным Законом РФ "О внесении изменении дополнения в раздел IX Налогового
Кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании
утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов"
предусматривается введение главы 30 "Налог на имущество организаций". Настоящий Федеральный
Закон подписан в третьем чтении 08.10.2003 г., что позволяет рассматривать данный законопроект
как наиболее вероятную редакцию закона, вступающего в силу с 1 января 2004г., что, впрочем,
не исключает возможности изменений для окончательного варианта.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на основные изменения, касающиеся
имущественного налогообложения организаций Предлагаем к рассмотрению анализ нормативных
положений новой главы Налогового Кодекса в сравнении с Законом Российской Федерации
от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", взамен которого
вступает налог на имущество организаций.
Как и ранее имущественный налог относится к ведению региональных органов
власти. Оставаясь региональным налогом, налог на имущество организаций устанавливается
и вводится в действие в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. В свою
очередь законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделяются
полномочиями предоставления дополнительных налоговых льгот, оценив необходимость в их
использовании налогоплательщиками, что в свою очередь предопределило значительное сужение
налоговых льгот, предусмотренных на федеральном уровне.
Так, статьей 381 новой главы НК РФ устанавливаются налоговые льготы для
следующих организаций:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства
юстиции Российской Федерации - в отношении имущества, используемого для осуществления
возложенных на них функций;
2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими
для осуществления религиозной деятельности;
3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные
как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные
представители составляют не менее 80 процентов - в отношении имущества, используемого
ими для осуществления их уставной деятельности; организации, уставный капитал которых
полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов,
если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50
процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов - в отношении имущества,
используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных
товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню,
утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими
общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных
посреднических услуг); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются
указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества,
используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебной оздоровительных,
физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации
инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и
их родителям;
4) организации, основным видом деятельности которых является производство
фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства
ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями
и эпизоотиями;
5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории
и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации
порядке;
6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и Инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется
за счет средств местных бюджетов;
7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых
ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения
и социального обеспечения;
8) организации - в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных
мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных
полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного
движения и других объектов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской
Федерации к объектам особого назначения;
9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных
целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ
радиоактивных отходов;
10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими
установками и судов атомно-технологического обслуживания;
11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования,
федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий
энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных
объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством
Российской Федерации;
12) организации - в отношении космических объектов;
13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и Юридических консультаций;
15) имущество государственных научных центров.
Обращаем внимание, что пункт 7 в отношении объектов социально-культурной
сферы введен уже в третьем чтении, в первоначальном варианте законопроекта данный пункт
отсутствовал.
К тому же не признаются объектом налогообложения в соответствие со ст.
374 новой главы НК РФ: земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты
и другие природные ресурсы); имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно
предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами
для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка
в Российской Федерации.
Приведем, для сравнения, действующие в настоящий момент на основании Закона
Российской Федерации от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 освобождения от налога имущество
для предприятий:
а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной)
и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской
Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного
медицинского страхования; коллегий адвокатов, адвокатских бюро, адвокатских палат субъектов
Российской Федерации (их учреждений), Федеральной палаты адвокатов;
б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной
продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка
от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки
от реализации продукции (работ, услуг);
в) специализированных протезно-ортопедических предприятий;
г) используемое исключительно для нужд образования и культуры;
д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ;
е) предприятий народных художественных промыслов;
ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях,
связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов,
созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих
товариществ; общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность
за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся
в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание
указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую
деятельность;
и) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений
и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;
к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской
академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных
наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных
наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную
или экспериментальную базу; государственных научных центров, а также научно-исследовательских,
конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют
не менее 70 процентов;
л) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления
детей в возрасте до 18 лет;
м) предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы;
н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов
Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением
городов районного подчинения);
о) специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством
Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты,
предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной
службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской
Федерации;
р) иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации
целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания,
строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц,
уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов
и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами
иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии
с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными
по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного
управления. Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется
Правительством Российской Федерации;
с) профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных
формирований;
Кроме того, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей
налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:
а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью
или частично находящихся на балансе налогоплательщика;
б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной
безопасности или гражданской обороны;
в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения
сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;
г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического
обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных
дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных
для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;
д) спутников связи;
е) земли; ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых
для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования
различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;
з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета
Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;
и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей;
к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в
первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления
безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.
Надо признать, что данный перечень значительно сокращен, остается надеяться,
что те предприятия и организации, которые не вошли в число освобожденных от налогообложения,
имеют достаточные основания для получения налоговых льгот на региональном уровне.
Наряду с порядком и сроками уплаты налога, региональные законодательные
органы вправе устанавливать конкретные ставки налога в зависимости от категорий налогоплательщиков
и (или) имущества, в пределах максимальной ставки налога, увеличенной до 2,2 % по сравнению
с действующей 2 %.
Применение вводимых законодательных норм в области имущественного налогообложения
относится ко всем организациям, на балансе которых находится имущество, подлежащее налогообложению,
в том числе к иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в Российской
Федерации через постоянные представительства и (или) имеющим в собственности недвижимое
имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации
и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Как и раньше, налог подлежит уплате в бюджет того субъекта Российской
Федерации, на территории которого расположено имущество организации.
Тем не менее, существенным изменением следует признать то, что в качестве
объекта обложения налогом на имущество организаций рассматриваются непосредственно основные
средства.
Согласно ст. 374 новой главы НК РФ, подлежит налогообложению: